Трубы бетонные дорожные

Содержание

Бетонные Дорожные Трубы: Особенности Конструкций, Использование

Трубы бетонные дорожные
Трубопровод под автодорогой

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.

Структура водопропускной трубы

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Труба железобетонная в канавуДля заезда во двор можно использовать и полимерную гофротрубу – и цена ниже, и проще установить своими руками

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Марка изделия и его типоразмерыФорма и сечение звена
Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 1000 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.
Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.
Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.Конические звенья устанавливаются на входе в трубу
Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 100 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина:

На фото труба арочной формы
Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.Водопропускная труба овальной формы
В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

  • 1000;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм
  • 2500 мм;
  • 3000 мм;
  • 4000 мм.

Длина в пяти вариантах:

  • 750;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

  1. 2 метра;
  2. 4 метра;
  3. 6 метров.

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Трубы небольшого диаметра могут поставляться в сборе

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

https://www.youtube.com/watch?v=fq-zi757W1Q

Пример маркировки звеньев

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Требования ГОСТ 6485 к соединениям безнапорных труб

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Составляющие водопропускной трубы

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.

Строительство водопропускного узла под дорогой

Последовательность работ при их монтаже такова:

Этап работыНюансы выполнения
1.Подготовка площадки.
  • Площадка расчищается в окружности 10 м вдоль оси будущей трубы.
  • У оголовков расчищается естественное русло, и устраивается обводная траншея либо обваловка площадки. Делается это для того, чтобы поверхностные воды не попадали в котлован.
  • Обустраивается временная кольцевая дорога, которая обеспечит подъезд автомашин с материалами.
2.Разбивка участка.
  • Так как место расположения дороги определяет положение водопропускной трубы, очень важно правильно определить точку пересечения их осей.
  • В строительстве она определяется с помощью геодезических приборов, закрепляется колышками и высотным репером, и сдаётся подрядчику по акту.
  • Затем от оси трубы откладывают размеры котлована, и на расстоянии одного метра от его границ выставляют обноску. Сразу же обозначают и положение секций опор, оголовков и открылков.
3.Приём и складирование материалов.Обычно площадку делят на две зоны: в одной размещают строительные машины и вспомогательное оборудование, а в другой – складируют материалы. Причём, их укладку увязывают с технологической последовательностью монтажа.
4.Устройство котлована под основание.
  • Размер котлована должен превышать размеры фундамента в плане на полметра в каждую сторону.
  • При его рытье грунт не вынимают сразу до проектной отметки, так как там предусматривается продольный уклон. Доработка дна котлована производится вручную.
  • При наличии грунтовых вод их отводят в водосборные ёмкости и откачивают с помощью насосов.
5.Щебёночная подготовка.Под трубу обязательно устраивается дренажное основание – щебёночная подушка толщиной 10 см, выполненная с сохранением уклона основания.
6.Монтируется бетонная труба в канаву.
  • С помощью автокрана монтируют все элементы трубы, укладывая их на цементный раствор.
  • После установки оголовка, пространство за ним заполняется смесью песка и гравия.
  • Из неё же устраивается подготовка под лоток. Толщина подготовки 30 см.
7.Обратная засыпка пазух в котловане.По окончании работ по монтажу, имеющиеся по бокам фундамента пазухи послойно засыпают грунтом и трамбуют. В местах расположения оголовков бетонируются лотки.
8.Гидроизоляция.Данный этап работ включает в себя зачеканку швов между звеньями и их оклейку изоляционным материалом, после чего производится обмазка битумной мастикой всей трубы. По итогам производства гидроизоляционных работ составляется акт.
9.Полная засыпка грунтом трубы.Засыпается труба уже после приёмки в эксплуатацию – сначала, всего на полметра слоями по 15 см, которые тщательно разравнивают и трамбуют. Дальнейшие работы по устройству насыпи уже выполняет организация, которая занимается строительством дороги.

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

Источник: https://beton-house.com/izdeliya/kommunikacii/betonnye-dorozhnye-truby-569

Какие бывают, для чего и где используются бетонные трубы

Трубы бетонные дорожные

В условиях развития новых технологий и композитных материалов бетонные трубы испытывают жесткую конкуренцию даже в областях их традиционного использования. Строительными нормами допускается применение помимо железобетонных труб в прокладке канализационных сетей также изделий из чугуна, керамики, асбестоцементной смеси и полимера.

Но есть случаи, когда бетонные трубы являются единственно возможным вариантом применения. Так, для быстрого ремонта фрагмента канализационной магистрали 0,5 м в диаметре и выше использование замены железобетонных элементов не обсуждается.

Козырем против главного конкурента в виде полимерных труб является положительный многолетний опыт использования бетонных элементов в устройстве инженерных гидросистем. Поэтому бетон до сих пор занимает центральное место в организации дренажных и канализационных систем.

Область применения

Ввиду того что железобетонные трубы намного дешевле своих оппонентов, они востребованы в строительстве. Дренажная система, ливневая, хозбытовая и промышленная канализации, а также водопропускные конструкции на автотрассах и железнодорожных переходах зачастую монтируются из таких труб.

В устройстве магистральных трубопроводов железобетонные изделия являются основным конструкционным элементом и чем больше диаметр водовода, тем использование бетонных труб предпочтительнее.

Это связано с тем, что полимерные материалы плохо выдерживают давление грунта на магистральную линию.

А также при чистке трубопровода от отложений выполняется прокачка системы под повышенным давлением, которую зачастую не выдерживают пластиковые коллекторы.

Водопропускные железобетонные сооружения широко применяют в строительстве автострад и путепроводов. На них возлагается дренажная функция, с образованием тоннелей, проходящих под дорожной насыпью. Часто их габариты позволяют устроить подземный переход, служащий альтернативой мосту.

Виды железобетонных труб

Основная классификация труб связана с технологическими параметрами системы и делится на:

Бетонные трубы, эксплуатирующиеся под избыточным давлением жидкости, называются напорными. Их используют в подземной прокладке систем водоснабжения и канализации. Изготавливаются они в двух вариантах: раструбные и цилиндрические.

Предназначены они для транспортировки инертных к бетону сред с температурой, не превышающей 400°С. Они имеют круглое сечение, а для стыковки комплектуются резиновыми кольцами, придающие трубопроводу герметичность.

Безнапорные фальцевые и раструбные

Для сетей, предусматривающих транспортировку жидкостей без принудительной прокачки (самотеком), используют раструбные и фальцевые безнапорные трубы. Это изделия с круглым сечением, предусматривающие укладку в канаву, и использующие при эксплуатации до 95% своего внутреннего объема.

С их помощью организуют транспортировку ливневых сточных вод, санитарно-бытовых стоков и промышленного водоотведения. Обязательным условием применения является нейтральность среды к бетону и уплотнительным элементам.

Безнапорные раструбные бетонные трубы можно прокладывать для транспортировки агрессивных сред, но прочность используемых изделий должна быть максимально высокой. Раструбными (маркируются ТБР) называются трубы, на одном из концов которых есть расширение в диаметре (похоже на юбку). В него вставляется цилиндрический конец другой трубы, и так происходит сборка трубопровода.

Дорожные

Востребован такой вид бетонных изделий как дорожные стройматериалы.

Их использование не только способствует водоотведению осадочных и талых вод, но и укрепляет насыпь железнодорожного и автомобильного полотна.

Они стали дешевой заменой мостов при необходимости преодоления малых водных препятствий. Некоторые образцы выдерживают нагрузку при землетрясении до 9 баллов, что очень важно для устройства путепроводов.

Дорожная дренажная система индивидуально рассчитывается для каждого случая с определением достаточного диаметра и механической прочности. Эти величины должны соответствовать необходимой глубине залегания в насыпи, характеру и интенсивности нагрузки, а также пропускной способности, исходя из состояния почвы и погодных условий.

Главное, чтобы исключена была возможность работы труб в напорном режиме, а при максимальном потоке воды полностью не перекрывалось их сечении.

Подбор

Подбор типа бетонных труб осуществляется по их групповой классификации:

  • I гр. – допустимы к использованию при засыпке грунтом на высоту до 2 м от верхнего края трубы;
  • II гр. – допустимы к применению при засыпке грунтом на высоту до 4 м от верхнего края;
  • III гр. – допустимы к применению при засыпке грунтом на высоту до 6 м от верхнего края.

Эксплуатационные характеристики

Надежность эксплуатации бетонных труб, уложенных в канаву, зависит от их показателей прочности и способностью к деформации определенные ГОСТом. Значения прочности труб напрямую связаны с глубиной прокладки. ГОСТом определяется контрольное напряжение:

  • на прочность – труба не способна вынести приложенное усилие и в результате этого не может выполнять свои функции;
  • на трещеностойкость – при воздействии тяжести на образце появилась трещина размеры которой не превышают 0,2 мм и это не привело к потере эксплуатационных возможностей.

Конструкция и материал, применяющийся в производстве железобетонных труб, обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать внешние нагрузки без деформационных изменений.

Надежность швов

Определяющим фактором в бесперебойной работе железобетонного трубопровода имеет качественная стыковка элементов после укладки в подготовленную канаву. Традиционным методом герметизации соединительных швов является зачеканка уплотняющим составом либо пенькой с последующей отделкой цементным раствором.

Такой способ показал высокую надежность стыков. В последнее время на смену трудоемкому способу зачеканивания стыков приходит уплотнение с помощью специальных резиновых колец, поставляющихся в комплекте с трубами.

В мягком грунте надежность стыковочных соединений больше зависит от качественной сборки системы, что подразумевает комплекс мероприятий для профилактики внутригрунтовых смещений во время работы. Другими причинами течи в соединительных швах может быть только некачественная работа по герметизации либо непредвиденные обстоятельства.

Прогрессивные способы прокладки

Стремительное развитие городской инфраструктуры и рост числа населения в крупных городах мира приводит к углублению в прокладке систем коммуникаций из-за увеличения плотности застройки и насыщенности инженерными сооружениями малых глубин. Это делает все более востребованными бестраншейные способы прокладки и ремонта систем водоподведения и канализации.

Они позволяют не только монтировать новые линии, но и производить восстановление и замену вышедших из строя участков. Для устройства сетей с использованием бестраншейных технологий не нужно рыть канаву, с большой вероятностью повреждения близлежащих коммуникаций.

Методики

Наиболее распространенными являются:

  • метод плунжерной прокладки – при помощи специального плуга происходит укладка линии с безмуфтовыми соединениями;
  • метод вибрационного удара – специальная машина производит забивку труб на глубину до 80 м;
  • метод санации – в старую прочищенную трубу вводят полимерную и расправляют ее с помощью парового удара;
  • метод горизонтального бурения – подразумевает строго направленное воздействие на грунт.

Ввиду своей специфичности для железобетонных труб доступен только метод микротоннелирования. Суть его заключается в бурении тоннеля, в который специальными устройствами проталкиваются ж/б изделия. Им пользуются для подземной прокладки линий диаметров от 0,25 до 4,5 м.

Бурение происходит в препятствии, пересекающем канаву для монтажа трубопровода. Цифровая система управления с лазерной системой целеуказания гарантирует точность прохода бура в заданной траектории.

Для проведения работ бестраншейным методом используют трубы специальной конструкции с утолщенными стенками. Его часто применяют, чтобы не повредить дорожные полотна и насыпи. Метод хорошо работает во всех типах грунта, включая горные твердые породы.

Источник: http://tehno-beton.ru/beton/konstrukcii/betonnye-truby.html

Бетонная труба — характеристики и способы производства изделия для коммуникаций

Трубы бетонные дорожные

Железобетонная продукция выпускается для строительства бытовых и промышленных объектов. Бетонные трубы применяют при прокладывании автомобильных дорог и связи инженерных коммуникаций в виде водопроводных систем. Их изготавливают из тяжелой разновидности бетона, который обеспечивает влагостойкость и способность материала сопротивляться старению и износу под действием агрессивной среды.

Виды бетонных труб

Водопропускные трубы классифицируются по следующим параметрам:

  • Способ производства:
    • Безнапорные (ТБ). Разделяются на раструбные и фальцевые.
    • Напорные (ТН).
  • Форма:
    • Квадратные.
    • С круглым сечением.
  • Глубина заложения: до 6 м.
  • Диаметр: востребованные — от 300 до 800 мм.
  • Назначение: для использования под авто- и ж/д магистралями.
  • Водонепроницаемость.
  • Морозостойкость.

Безнапорный вид применяют, когда необходима транспортировка стоков самотеком, т. е. без осуществления давления. Соответственно названию, напорные — под давлением, используемые для строительства сточных, ливневых и канализационных систем. Труба железобетонная этого класса способна выдержать внутреннее давление в несколько атмосфер.

Область применения бетонных трубопроводов

Трубопроводы конструируют для перемещения атмосферных осадков и бытовых жидкостей.

Железобетонные трубы производят для подземной прокладки трубопроводов, для перемещения на очистные сооружения бытовых жидкостей и атмосферных осадков.

Помимо этого, их используют для транспортирования производственных жидких отходов, которые не могут разрушительно воздействовать на бетонный слой.

В основном их применяют при устройстве ливневой сточной канализации, а также при обустройстве водопропускных сооружений на автомобильных трассах.

Использование дорожных труб

Помимо прямого назначения, а именно водоотведения талых и осадочных вод, укрепляют насыпь ж/д и автополотна. Их используют как мосты, чтобы преодолеть небольшие водные препятствия. Большинство видов этих бетонных сооружений способны выносить нагрузку при землетрясении в 9 баллов, что важно для сооружения путепроводов.

Основные плюсы и минусы

Неоспоримое достоинство этого изделия — долгий срок службы, не менее 70 лет.

Обусловлена такая долговечность устойчивостью бетона к неблагоприятным влияниям окружающей среды, отсутствием коррозии арматурных прутьев, устойчивостью к химическим и биологическим средам.

Экономичность, прочность, невысокая цена, удобство установки, короткие сроки производственного процесса — это главные качества бетонных труб. При необходимости заново перекладывают уже использованные трубы, на качество это не влияет.

К недостаткам относят значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона, а также их нельзя использовать для транспортирования агрессивных химических веществ. Истончение стенок и наросты приводят трубу в негодность или необходимость ее снятия для санации.

Производство бетонных изделий

Технология производства изделий предполагает использование влагоустойчивого бетона и применение армирования.

Для изготовления элементов используют влагоустойчивые и биостойкие марки бетона, которые производятся методом вибропрессования с армированием (прутком Вр-1 и В1) или без него.

В состав цементного теста добавляют примеси для исключения обрастания отложениями и загнивания. Основные правила и нормы продукции определяет ГОСТ 6482–88, напорные изготавливают по ГОСТу 24983—81. Длина таких труб варьируется до 2,5 м, а максимальный диаметр до 1,5 м. Бетонолитная труба изготавливается за 3—12 минут, это зависит от типа оборудования и размера.

Лаборатория обязательно должна проверять качество продукции и соответствие маркировкам на выходе.

Посмотреть «ГОСТ 6482–88» или cкачать в PDF (6.9 MB)

Посмотреть «ГОСТ 24983—81» или cкачать в PDF (482.6 KB)

В начале производственного процесса подготавливают форму, очищают и смазывают. Если трубу предполагают армировать, тогда вставляют железные прутья в форме каркаса, далее устанавливают дно и фиксируют.

Перемещают конструкцию в центрифугу, и медленно осуществляют подачу бетонного раствора, который заполняет все пустоты изделия. Далее ее отправляют в камеру пропарки для набора прочности. По окончании форма разбирается по частям, а готовую трубу перевозят в складское помещение.

А также существует 2-й метод производства — вибрационное уплотнение, которое также после формировки и наложения вибрации поступает в пропарочную камеру.

Трубу безнапорную изготавливают со специальным раструбом, который находится только с одной ее стороны. Этот элемент нужен для стыковки изделий.

Подбор: как осуществляется?

Дорожные трубы подбираются согласно групповой классификации:

  • I группа. Используют на высоту не более 2 м от верхнего конца.
  • II гр. Верхний край поднят не больше, чем на 4 м от дальней стороны конструкции.
  • III гр. До 6 м от верха.

Особенности монтажа сетей водоснабжения

Этапы монтажа железобетонных водонапорных конструкций:

  1. Вырывают траншею с дополнительным углублением на 30 см для уклона.
  2. Засыпают запасной проем песком с гравием для обеспечения высокой несущей способности.
  3. Трубы краном укладывают в вырытые ямы, соединяя их. Через каждые 50—100 метров трубопровода необходимо оборудовать смотровые камеры.
  4. Проверяют правильное положение. Если раструбные элементы нарезаны на мерные отрезки планетарной пилой, тогда их соединяют враструб с прокладыванием резиновых уплотнителей. А также можно применять и фальцы — саморасширяющийся уплотнитель для герметизации.
  5. Все стыки заделываются пеньковой прядью. Раструб конопатится 3-мя витками просмоленной и пропитанной битумом пряди.
  6. После выполнения стыковки подбивают трубы грунтом на необходимую высоту с послойным трамбованием.

Изделия подвозят на место установки специальной техникой с прицепами. Зачастую вмещается 2 шт. в 1 машину. Краном, с тягами для подъема габаритных грузов, выполняют выгрузку.

Специальные пригрузы используют для фиксации элементов в одном положении, которые находятся на заболоченных или любых водных участках. Бетонные утяжелители не загнивают, не обрастают и служат дольше.

Стоит отметить, что если трубу прокладывают в месте с постоянным водотоком, тогда строят запруды или русло речки отводят в сторону, а воду откачивают насосом или выполняют сооружение канавы для слива.

Источник: https://ZnayBeton.ru/izdeliya/sz/truby.html

Трубы бетонные дорожные

Трубы бетонные дорожные

Бетон является распространенным строительным материалом. Вместе с тем? он используется в качестве основы для создания элементов канализующих систем, по которым перекачиваются различные, в том числе и агрессивные жидкости. Бетонные трубы обладают гладкой внутренней поверхностью, они прочные, устойчивые к воздействиям и чрезвычайно долговечные.

Преимущества и недостатки

Трубы из бетона обладают высоким сопротивлением к коррозии и химически агрессивным составам. Они способны выдерживать нагрузки, которые запредельны для вариантов из полимеров. Им присуща механическая прочность, которой не обладают керамические трубопроводы.

Бетонные продуктопроводы в тяжелых условиях эксплуатации обладают высокой удельной прочностью, стойкостью к длительному переменному воздействию влаги и температур, конструкционной стойкостью к формированию трещин, деформациям и изгибанию, а также водонепроницаемостью.

Бетонная труба не зарастает (более 50 лет), так как обладает гладкой плотной износостойкой поверхностью.

Нормативная точность изготовления позволяет герметично стыковать элементы канализующих систем.

Использование специальных резиновых уплотнителей обеспечивает снижение трудоемкости работ и расходов на монтаж.

Значительный вес труб из искусственного камня позволяет им с успехом противостоять выталкивающим силам, которые воздействуют на них во время оттепелей, паводков и пучений грунтов в морозы.

Тяжелые марки бетонов (от В30 и выше) обеспечивают высокие параметры морозостойкости (от F50 до F300) и водостойкости (от W4 до W6) продукции. Также эти трубопроводные изделия не горят и не плавятся.

Длительность непрерывной эксплуатации таких трубопроводов составляет более 100 лет. К недостаткам следует отнести значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона.

Для чего предназначаются?

Магистраль в канаве.

Основная сфера применения — формирование заглубленных до 10 метров трубопроводов, канализующих жидкости различного назначения и агрессивности.

Это могут быть дренажные, водопроводные, хозяйственные, производственные, канализационные, ливневые и мелиоративные системы. Также в трубах могут «запираться» подземные реки.

Такие самотечные и напорные коллекторы могут проходить под автомобильными, железнодорожными путями.

Трубы дорожные железобетонные используются для устроения проходных гидротехнических и инженерно-технических пересечений в насыпях под полотном транспортных магистралей. Также трубами из бетона оснащаются инженерные сети мостов, зданий. В бетонном микротоннеле, образованном ими, могут размещаться кабельные сети и трубопроводные коммуникации, в том числе и водоотведения.

Виды

Бетонным трубам придают нагрузочную прочность, которая определяет возможную степень их заглубления (5 классов нагрузки для глубины 2/4/6/8/10 метров соответственно). Из них формируют напорные (под давлением) и безнапорные (самотечные) трубопроводы. Также продукция различается формами поперечного сечения, длиной, конструкциями стыковочных узлов, диаметром, вложенными внутрь материалами.

По методу стыкования изделия подразделяются на фальцевые и раструбные. Трубой большого диаметра считается продукция с сечением до 550 см, а малого — от 50 см до 110 см. Герметичность соединения элементов бетонного трубопровода обеспечивают герметики, резиновые уплотнительные кольца, битумированная пенька, специальные конструкции на концах.

Напорные

Трубы напорные бетонные ТН 140-III.

В них транспортируются жидкости под давлением, создаваемым насосными станциями. Часто — это трубопроводы канализации и водоснабжения с высокой пропускной способностью. По величине давления, для которого предназначена бетонолитная труба, их подразделяют на высоконапорные (до 25 атм.), средненапорные (до 20 атм.), низконапорные (до 10 атм.).

Материал, способный длительное время работать при таких давлениях — портландцемент от М400 и выше. Конструкция изделий бывает и раструбной, и цилиндрической. В раструбной круглой трубе могут стоять полимерные и стальные сердечники. По ним допускается перегонять жидкие слабоагрессивные компоненты, нагретые до 400 град.

Безнапорные

Трубы безнапорные фальцевые.

В них жидкости движутся самотеком за счет уклона, создаваемого при проектировании трасс. Часто — это трубопроводы подземных вод, бытовой и ливневой канализации.

Системы формируются трубой фальцевого или раструбного типа.

Вяжущая основа бетона — шлакопортландцементы, быстротвердеющие и обычные портландцементы, сульфатостойкие и специальные стойкие к коррозии компоненты.

Состав бетонных систем

Место установки составных элементов трубопроводных систем — траншея, профиль которой обеспечивает проектный уклон. Формирование трубопровода предусматривает создание смотровых колодцев через 50 – 100 метров.

Бетонолитная труба стыкуется с другими подобными компонентами подвижным или жестким образом через торцевой раструб или фальцевый профиль. Резиновые кольцевые уплотнители обеспечивают гибкое соединение.

Бетонное изделие фиксируется к системе неподвижно, когда применяются герметики и битумированная пакля. В последнем варианте стыкования используются фиксирующие цементные растворы.

Маркировка и размеры

Бетонную трубу маркируют цифро-буквенным кодом, к примеру, ТБ 60.20-2. Буквы определяют тип трубы, первая цифра — внутренний диаметр (см), вторая цифра — длина (дм). После дефиса указан класс нагрузки.

Так, маркировка ТБ 60.20-2 означает: раструбная цилиндрическая труба, которая имеет стыковое соединение, уплотняемое герметиками.

Ее внутренний диаметр — 60 см, длина — 200 см, имеет второй класс по несущей нагрузке, применяется в обычных условиях.

Последней в маркировке может быть указана дополнительная информация об условиях применения изделия. К примеру, для экстремальных сред используются бетоны различной плотности: нормальной — «Н», повышенной — «П», особой — «О».

Пригодность к виду среды характеризуют признаки: кислотная — «К», щелочная — «Щ» и пр. Таким образом, фрагмент трубопровода с маркировкой ТБС 100.

20-1-ПЩ — это раструбная круглая труба, имеющая ступенчатую стыковку поверхностью втулочного среза трубы, которая уплотняется кольцами из резины. Ее диаметр — 100 см, длина — 200 см, первая группа нагрузочной способности.

Произведена из бетона повышенной плотности, через нее может прокачиваться щелочная среда средней агрессивности.

Длина и диаметр изделий зависят от типа единицы продукции.

К примеру, трубы типа ТФП (с подошвой для сопряжения встык) для проходов от 1 до 1,6 м имеют длину 500 см, для прохода 2 м — 450 см, а для диаметра 240 см — 300 см.

Изделия типа ТС (со ступенчатой поверхностью стыка) выпускаются длиной 250 см и 500 см в случаях, когда внутренний диаметр составляет 40, 50 и 60 см, а продукция длиной 350 см и 500 см выпускается диаметром 80 – 160 см.

Заключение

Трубопроводы из бетона имеют прочные и герметичные конструкции, которые надежно эксплуатируются в течение многих десятилетий. Безаварийное применение труб обеспечивается соответствием между их предназначением и условиями использования.

Источник: http://KlademBeton.ru/izdeliya/zdaniya-i-arhitektura/betonnye-truby.html

Бетонные Дорожные Трубы: Особенности Конструкций, Использование

Трубопровод под автодорогой

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Источник: https://betfundament.com/truby-betonnye-dorozhnye/

Трубы дорожные водопропускные железобетонные

Трубы бетонные дорожные

Водопропускные сооружения закладываются под дорожным полотном для его защиты от движения вод.

Водопропускная труба для отвода воды

Трубы для их обустройства отличаются размером диаметра и материалом изготовления.

Характеристики водопропускных труб

Применяются водопропускные трубы, как альтернатива малым мостам. В случае одинаковых технико-экономических показателей моста и трубы, она предпочтительней в силу таких своих преимуществ:

  • не разрушает непрерывность земляного массива;
  • требует меньших материальных затрат по сравнению с мостом;
  • демонстрирует высокие эксплуатационные характеристики в валах с толщиной засыпки более 2 м. При этом толщина засыпки от поверхности трубы до нижнего слоя дороги должна составлять не менее 0.5 м.

К конечному потребителю попадают следующие типы труб, в зависимости от материала изготовления:

  • железобетонные конструкции;
  • полимерные;
  • металлические трубы.

Перечисленные виды могут отличаться между собой такими характеристиками:

  • поперечным сечением (прямоугольным, круглым, овальным);
  • количеством очков в сечении (одно, два или несколько);
  • в зависимости от поперечного сечения различают напорные изделия и полунапорные.

Главным требованием к обустройству водопропускных конструкций является отсутствие ледохода или наледей. Для осуществления их монтажа на зарыбленных водоемах требуется разрешение рыбнадзора.

Типы водопропускных труб

Как уже было упомянуто, различают три типа труб: железобетонные, пластиковые (полимерные) и металлические. Железобетонные конструкции характеризуются относительной дешевизной, хорошей прочностью и оптимальными показателями герметичности.

Устройство водопропускной трубы под дорогой

Преимуществом железобетонных изделий является возможность их производства прямо на строительной площадке. Чтобы сделать такую трубу самостоятельно, нужно выполнить заливку бетона в армированную опалубку. Диаметр изделий составляет от 0.5 м до 4.0 м.

Они устойчивы к сейсмической нагрузке в 9 баллов. Могут использоваться в дорожных полотнах, с колеей более 1.5 м.

Пластиковые конструкции для водопропускных задач под дорожным покрытием демонстрируют достаточно высокое сопротивление внешней нагрузке, поэтому широко применяются в на практике. Тем не менее, для более надежной эксплуатации рекомендуется соорудить бетонную арку над пластиковой трубой, внешняя сторона которой станет опалубкой.

Помимо бетонной заливки можно использовать габионы. Это металлические короба, которые заполняются валунами. Преимущество пластиковых труб – устойчивость к движению грунта, по сравнению с жесткими железобетонными конструкциями.

По своей прочности металлические трубы намного прочнее пластиковых или железобетонных аналогов.

Однако, они беспомощны перед коррозийными процессами, поэтому чаще всего применяются для однократного прокола почвенной насыпи с целью осушить прилегающую к ней территорию.

Такая манипуляция может понадобиться, если ремонт основного водопропускного сооружения невозможен.

Гофрированные металлические конструкции

В последнее время широкое распространение получили гофрированные водопропускные трубы. Они используются не только для отведения излишков воды под дорожными полотнами, но и для укрепления или изменения русла небольших речек. С их помощью монтируются многопролетные мосты.

Гофрированные изделия имеют главное преимущество – более низкую стоимость. Кроме того, они демонстрируют такие достоинства:

  1. Высокую степень адаптации, благодаря широкому ассортименту изделий с разным сечением.
  2. Небольшой вес и возможность доставки изделий в паллетах.
  3. Простоту монтажа, доступного специалистам без опыта установки водопропускных сооружений.
  4. Прочность и гибкость трубы, которая в комбинации с оптимальной толщиной засыпки почвой демонстрирует сейсмологические показатели выше, чем у бетонных конструкций.
  5. Продолжительный срок службы. Гофрированные изделия могут прослужить до 100 лет.
  6. Доступную цену на продукцию, что позволяет сэкономить до 30% стоимости сооружения водоотвода.
  7. Возможность эксплуатации во всех климатических зонах.

Гофрированные трубы выпускаются из оцинкованной рулонной стали. Они характеризуются диаметром от 1.0 до 15.0 м.

Сечение может иметь несколько форм:

  • круглую (от 1.5 до 7.0 м);
  • квадратную (от 3.0 до 8.0 м);
  • грушевидную (от 1.5 до 8.0);
  • арочную (высота конструкции от 2.0 до 13.0 м);
  • эллипсовидную (от 1.5 до 6.5 м).

Элементы водопропускных труб: оголовки и звенья

Удлинение оголовками используется для сопряжения корпуса трубы с почвенной насыпью, а также для обеспечения оптимальных условий для протекания воды.

Полимерная гофрированная водопропускная труба

Различают такие типы оголовков:

  • портальные;
  • раструбные;
  • воротниковые;
  • обтекаемые.

Портальный оголовок простой в производстве, однако, его конструкция не обеспечивает плавного протекания воды. Из-за этого его используют в местах с малыми объемами воды и небыстрым течением для труб диаметром 0.5-0.75 м.

Раструбный оголовок состоит из портальной стенки и открылков. Два открылка развернуты относительно продольной оси трубопроводы под углом 20-30˚. Изделие демонстрирует хорошую пропускную способность, поэтому может использоваться в напорных и безнапорных трубах. Чтобы повысить эффективность его работы, у входного оголовка монтируют конические или повышенные звенья.

Воротниковый оголовок обустраивается таким способом, что его окаймление надевается на крайнее звено трубы, которое срезано до полости откоса. Устройство обтекаемого оголовка обеспечивает высокую пропускную способность, но оно сложно в производстве. Оно выполнено в виде усеченного конуса.

Звенья применяются при укладке насыпей под дорожные полотна, а также в сфере сооружения дорог промышленного или провинциального назначения. Изготавливаются звенья из бетона и арматуры.

Благодаря прочности материала звенья выдерживают сейсмическую активность до 9 баллов и не имеют температурных ограничений. Различают звенья круглые, прямоугольные и с плоским опиранием.

Так как трубы железобетонные отличаются сборной конструкцией, то звенья обеспечивают удлинение водопропускного сооружения на нужное расстояние. Такие звенья эффективны на неустойчивых грунтах.

Монтаж водопропускных систем под дорогой

Монтируется водопропускная труба в соответствии со следующими этапами:

  1. Разработка котлована.
  2. Устройство фундамента.
  3. Установка трубы.
  4. Обустройство насыпи.

Выбор размера котлована зависит от размеров водопропускной трубы. Также для его расчета берется тип структуры почвы, так как она призвана удерживать достаточно тяжелую конструкцию. Процесс разработки котлована включает традиционные этапы: снятие плодородного слоя грунта, выемка первой ступени, выемка второй ступени и тому подобное.

Чтобы избежать деформации конструкции вследствие пучения грунта, нужно вырыть котлован ниже уровня промерзания почвы.

Так как устройство водопропускных конструкций происходит на сильно увлажненных участках, следует позаботиться о дренаже. Он обустраивается за счет дренажной траншеи вокруг сооружения или при помощи насоса. Чтобы укрепить стенки выемки применяются габионы. Под ними с целью защиты сооружения устанавливается гидроизоляция.

Закладка блочного фундамента начинается с оголовка. Первый блок монтируется на глубину до 30 см. Затем перепады высоты компенсируют песчано-гравийной засыпкой. Монолитное основание заливается на армированный каркас. Его устройство характеризуется максимальной прочностью.

Установка земляной бровки – это начальный этап монтажа трубы. Сначала монтируются выходные оголовки. Затем поверх фундамента закладываются арочные элементы конструкции. В конце производится устройство входного оголовка. На соединениях бетонной конструкции сцепление выполняется при помощи цементного раствора, а на гофрированных – при помощи защелок.

Завершающим этапом монтажа водопропускной конструкции является обустройство дорожной насыпи. Ее толщина может достигать двух, четырех или шести метров.

Источник: https://trubypro.ru/vidy/vodoprovodnye/vodopropusknye-truby.html

Трубы железобетонные дорожные усиленные ТВ

Дорожные трубы представляют вид железобетонных изделий, предназначенных для укладывания автомобильных и железнодорожных покрытий.

В классификации железобетонов эти трубы относятся к безнапорным конструкциям. Из них сооружают подземные коллекторы и водоотводы для канализаций, ливнестоков, неагрессивных производственных жидкостей.

В автомобильном и железнодорожном строительстве бетонные трубы получили название дорожных.

Источник: https://betonzavod-info.com/truby-dorozhnye-vodopropusknye-zhelezobetonnye/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.