Нарезка швов в бетоне технология

Содержание

ТТК. Нарезка деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией,

Нарезка швов в бетоне технология

1.1. Типоваятехнологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексныйорганизационно-технологический документ, разработанный на основеметодов научной организации труда для выполнения технологическогопроцесса и определяющий состав производственных операций сприменением наиболее современных средств механизации и способоввыполнения работ по определённо заданной технологии.

ТТКпредназначена для использования при разработке Проектовпроизводства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС)и другой организационно-технологической документации строительнымиподразделениями. ТТК является составной частью Проектовпроизводства работ (далее по тексту – ППР) и используется в составеППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2.

В настоящей ТТКприведены указания по организации и технологии производства работпри нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с ихпоследующей герметизацией.

Определен составпроизводственных операций, требования к контролю качества и приемкеработ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные иматериальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности иохране труда.

1.3.

Нормативной базойдля разработки технологических карт являются:

типовые чертежи;

строительные нормы и правила (СНиП, СН,СП);

заводские инструкции и технические условия(ТУ);

нормы и расценки на строительно-монтажныеработы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

производственные нормы расхода материалов(НПРМ);

местные прогрессивные нормы и расценки,нормы затрат труда, нормы расхода материально-техническихресурсов.

1.4. Цель создания ТК -дать рекомендуемую нормативными документами схему технологическогопроцесса при производстве строительно-монтажных работ по нарезкедеформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующейгерметизацией, с целью обеспечения их высокого качества, атакже:

снижение себестоимости работ;

сокращение продолжительностистроительства;

обеспечение безопасности выполняемыхработ;

организации ритмичной работы;

рациональное использование трудовыхресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК всоставе ППР (как обязательные составляющие Проекта производстваработ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) навыполнение отдельных видов работ (СНиП3.01.01-85* “Организация строительного производства”) понарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с ихпоследующей герметизацией.

Конструктивныеособенности их выполнения решаются в каждом конкретном случаеРабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подряднойстроительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемыхработ.

РТК рассматриваются иутверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подряднойстроительной организации.

1.6. ТТК можно привязатьк конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесссостоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребностив трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК кместным условиям:

рассмотрение материалов карты и выборискомого варианта;

проверка соответствия исходных данных(объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемыхстроительных материалов, состава звена рабочих) принятомуварианту;

корректировка объемов работ в соответствиис избранным вариантом производства работ и конкретным проектнымрешением;

пересчёт калькуляции, технико-экономическихпоказателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах иматериально-технических ресурсах применительно к избранномуварианту;

оформление графической части с конкретнойпривязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствиис их фактическими габаритами.

1.7. Типоваятехнологическая карта разработана для инженерно-техническихработников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления(обучения) их с правилами производства работ по нарезкедеформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующейгерметизацией, с применением наиболее современных средствмеханизации, прогрессивных конструкций и материалов, способоввыполнения работ.

Технологическаякарта разработана на следующие объёмы работ:

длина деформационных швов=100 п.м.

II.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическаякарта разработана на комплекс работ по нарезке деформационных швовв бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией.

2.2. Работы по нарезкедеформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующейгерметизацией выполняются в одну смену, продолжительность рабочеговремени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ,выполняемых при нарезке деформационных швов в бетонном покрытиипола с их последующей герметизацией, входят:

разметка мест нарезки швов;

нарезка швов;

герметизация швов.

2.4.

Для герметизациидеформационных швов в бетонном покрытии пола в качестве основныхматериалов используются: шнур для заполнения швов(Вилатерм)F Climafill Neutral Бельгия (шнурв виде профилей круглого сплошного сечения, диаметром от 6 до 80мм, изготовленный из пено-полиэтилена); герметик SoudalSoudaflex 40FS (изготовленный на основе полиуретана,консистенция – паста, плотность 1,30 г/см, образование поверхностной пленки около 15минут при 20°C и относительной влажности 65%; фасовка – 600мм).

Рис.1. Шнур для заполнения швов (Вилатерм) и герметик SoudalSoudaflex 40FS

2.5. Технологическойкартой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированнымзвеном в составе: нарезчик швов MASALTA MF14-4(размер диска =24,534,0 мм, глубина пропила =90 мм, масса m=83кг); промышленный пылесос А-230/КБ (вес m=50 кг,мощность N=2,4 кВт).

Рис.2. Нарезчикшвов MASALTA MF14-4Рис.3. ПылесосА-230/КБ

Источник: http://docs.cntd.ru/document/435754138

Технология нарезки швов в бетонных полах

Нарезка швов в бетоне технология

Цементно-песчаные и бетонные стяжки хорошо выдерживают нагрузки на сжатие, но в случае возникновения другого типа нагрузок в бетонной плите могут возникнуть трещины.

Если на бетон оказывается давление, превышающее его прочностные характеристики, он не деформируется, как, например, пластмасса или другие пластичные материалы, а трескается.

Еще растрескивание может произойти и под влиянием внутренних напряжений в бетоне, которые вызывают усадочные деформации в процессе затвердевания и перепады температур.

Трещины в бетонной стяжке могут появляться в результате воздействия на пол нагрузок, превышающих прочность бетона.

Чтобы уберечь пол от таких повреждений и контролировать те места, где появляются трещины, в бетонной стяжке проводится нарезка .

Они бывают трех видов:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструкционные.

Для нарезки в бетоне понадобятся следующие инструменты:

Компактные шовонарезчики используются для нарезки в бетонных полах.

  • шовонарезчики;
  • веревка для разметки;
  • мел;
  • широкая линейка;
  • механическая щетка или пескоструйный аппарат.

Также понадобятся:

  • изоляционный материал;
  • герметик;
  • металлические конусы (для конструкционных);
  • специальные рейки (для усадочных).

Изоляционные

Конструкция здания в процессе его эксплуатации подвергается разным деформациям. К основным их причинам относятся:

  • воздействия внешней среды;
  • перепады температуры;
  • движение грунтов;
  • работа оборудования внутри цеха и т. д.

Чтобы предотвратить передачу деформаций от стен и фундамента на бетонный пол, в местах, где бетонная стяжка соприкасается с полом и прочими конструкциями здания, выполняются изоляционные. В процессе твердения бетон обычно дает усадку, соответственно, если стяжка с фиксированным объектом будет иметь жесткое сцепление, то она, скорее всего, треснет.

Изоляционные делают в местах соприкосновения пола с конструкциями здания, т.е. вдоль стен и вокруг колонн. Форма вокруг колонны бывает квадратной (a) или круглой (b), без изоляционных швов стяжка потрескается (c).

Изоляционный делается вокруг всех колон в здании и вдоль стен. При наличии стяжки, которая граничит с другим основанием, выполнять необходимо вокруг всего фундамента. Вокруг колонн они могут быть круглыми или квадратными.

В последнем варианте шов обязательно должен быть развернут относительно сечения колонны на 45° и выполнен прямо напротив ее угла.

Если же через изоляционный будет передвигаться техника, то в этом случае стяжку лучше сделать толще примерно на 25 %, а далее, выполнив ее клином, уменьшить толщину к исходной с уклоном не более чем 1:10.

Установка материала

Заливая стяжку, вокруг колонн по линии делается опалубка. После схватывания бетона вместо опалубки укладывается изоляционный материал.

Заполнение производится с помощью изоляционных материалов, которые должны не разрушаться под действием эластичных деформаций. При расчете толщины учитывается коэффициент линейного расширения стяжки. Обычно она равна 13 мм.

Чаще всего изоляционные заполняются герметиком или подготовленным волокном, при этом важно, чтобы материал для изоляции не выступал на поверхность стяжки.

Нельзя, чтобы бетон стяжки контактировал с бетоном других конструкций в здании, потому что изоляционный не будет выполнять свои функции, и в месте контакта может произойти растрескивание.

Усадочные

Усадочные нарезаются по колонным осям, встык с углами изоляционных швов вокруг колонн.

Усадка бетона в процессе его высыхания составляет 0,32х30 см. Бетонная стяжка сохнет неравномерно, сверху вниз, поэтому ее верхняя часть высыхает и, соответственно, усаживается сильнее. В итоге в бетоне образуется внутреннее напряжение, что и приводит к образованию трещин.

Во избежание данной проблемы и нарезают усадочные. Они создают в стяжке прямые плоскости. По мере высыхания полоски слегка открываются, и трещины появляются не хаотично, а в заданных местах.

Усадочные можно сделать с помощью специальных реек, которые вставляются в еще пластичный бетон, или же нарезка может быть произведена после финишной обработки бетона.

Усадочные нарезаются по осям колонн и стыковываются с углами швов, которые идут по периметру колонн. Расстояние до колонны должно быть равно 2-3-хкратной толщине стяжки.

Образуемые с помощью усадочных швов карты пола должны получаться квадратными, при этом нужно избегать вытянутых или Г-образных форм. Усадочные необходимо делать прямыми и желательно без ответвлений.

В проездах и проходах они должны располагаться на расстоянии, которое равно ширине стяжки. Если дорожки шире 360 см – необходимо сделать в их центре продольный шов.

Схема расположения изоляционных и усадочных швов в бетонных полах.

Важно учитывать, что если карта небольших размеров, то вероятность растрескивания тоже будет минимальной. Усадочные необходимо делать и на наружных углах, иначе от них могут пойти трещины.

Если участок стяжки имеет очень острый угол, есть большая вероятность, что он растрескается. Поэтому желательно избегать подобных углов.

Но если такой вариант невозможен, важно убедиться в том, что хорошо утрамбована подоснова, и в тех местах, где велика вероятность образования трещин, нарезать усадочные швы.

Особенности конструкционной защиты

На практике в процессе устройства бетонных полов редко заливка стяжки проводится без продолжительных перерывов. Такой вариант возможен в помещении с небольшой площадью и в том случае, если бетонная смесь подается беспрерывно.

Чаще всего заливка выполняется с технологическими перерывами, поэтому уложенный бетон затвердевает и приобретает определенную прочность.

В местах, где бетон, уложенный в разное время, соприкасается между собой, целесообразна нарезка конструкционных.

Схема устройства “шип в паз”.

Эти швы делают в тех местах, где была закончена дневная укладка бетона. Желательно выполнять их на расстоянии минимум 1,5 м от других видов, которые расположены параллельно.

Для конструкционного форма края стяжки делается согласно технологии «шип в паз». Когда боковые выступы изготовлены из дерева, то для стяжки, имеющей толщину 12-20 см, бывает достаточно конуса 30°.

Еще довольно часто применяются конусы из металла, которые устанавливаются согласно инструкции производителя.

Технология нарезки

Все нарезанные швы обязательно должны быть чистыми и прямыми. Рабочий, который выполняет данную процедуру, должен знать оптимальную глубину нарезки, их последовательность и уметь предотвратить быстрый износ лезвия в случае использования очень твердого заполнителя в бетоне.

Швы необходимо выполнять, когда бетон станет более прочным, чтобы не повредить его лезвием, но до того, как в нем могут появиться произвольные трещины.

Нарезка в бетонном полу начинается не раньше, чем через 24 часа, но и не позже 72 часов после завершения финишной обработки.

Деформационные швы нарезаются на глубину 1/3 толщины стяжки, что позволяет в стяжке создать зону “слабины”.

Расположение каждого шва обычно намечают с помощью мела по натянутой веревке. Ориентиром для нарезки служит специальная линейка или доска шириной не меньше 4 см. В процессе нарезки всегда в наличии должно быть запасное оборудование, оно пригодится в том случае, если основное выйдет из строя.

Если существует опасность преждевременного растрескивания бетона, например в жаркую погоду, необходимо проводить нарезку каждого третьего или четвертого шва перед нарезкой промежуточных. Они выполняются в той же последовательности, в которой укладывается бетон.

Их глубина должна быть равна 1/3 толщины стяжки. Так в ней создается зона слабины, и при усадке бетона он трескается именно в этом месте.

Края появившейся трещины имеют шершавую структуру, благодаря чему исключается возможность вертикального их смещения – в итоге трещина не становится слишком широкой.

Сравнительно недавно был изобретен легкий сухой способ нарезки, который выполняется сразу же после финишной обработки бетона.

Если в процессе работы использовать длинную ручку, есть возможность нарезать до 10 м даже без передвижений по поверхности пола.

Для нарезки длинных швов рабочий в специальных сапогах с гладкой подошвой может перемещаться по стяжке и пользоваться 2 м ручкой. Такой тип нарезается на глубину не более 2-3 см.

http://youtu.be/jfAXC2WYa8E

Герметизация

Деформационные швы заполняют уплотнителем, а затем наносят герметик.

Чтобы облегчить процесс уборки и обеспечить поддержку при различных нагрузках, шву нужна герметизация. Герметизация позволяет эффективно защитить от влаги, агрессивной среды и засорения.

Тип герметика подбирается в зависимости от условий эксплуатации и силы нагрузок.

Например, если полы нужно будет часто мыть или по ним будут передвигаться тяжелые грузовики, в этом случае лучше всего подойдет достаточно твердый и эластичный герметик.

В промышленных помещениях швы необходимо заполнять соответствующим материалом, который способен поддержать шов и выдержать большие нагрузки. Материал наносится не раньше, чем через 28 суток, прошедших после укладки стяжки.

Шов перед герметизацией нужно очистить от загрязнений, продувая его сжатым воздухом и используя механическую щетку или пескоструйный аппарат.

Если для этой цели применять процессор, необходимо предварительно убедиться, что он не оставляет в шве масляную пленку.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для получения прочного пола из бетона, устойчивого к пешеходным, транспортным и прочим нагрузкам, а также температурным перепадам и коррозии, надо применять качественные материалы, точно выполнять необходимые технологические операции, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять уход за бетонными полами.

Источник: http://o-cemente.info/montazh-izdelij-iz-betona/tehnologiya-narezki-shvov-v-betonnyh-po.html

Деформационный шов в бетонных полах: технология, нормы и правила. Снип нарезка швов в бетонных полах

Нарезка швов в бетоне технология

Распространенным вариантом перекрытий зданий, сооружений и покрытий в производственных помещениях с интенсивными механическими воздействиями является бетонный пол.

Материал, из которого создаются эти конструктивные элементы, подвержен усадке и обладает низкой прочностью к деформации, вследствие чего возникают трещины. Во избежание повторного ремонта создаются искусственные разрезы в монолитных конструкциях.

Например, деформационный шов в бетонных полах, в стенах здания, кровлях, мостах.

Для чего они нужны?

Бетонный пол представляется на вид прочным и долговечным основанием. Однако под воздействием температурных колебаний, усадочных процессов, влажности воздуха, эксплуатационных нагрузок, осадки грунта теряется его целостность – он начинает трескаться.

Чтобы предать некоторую степень упругости этой конструкции здания, создаются деформационные швы в бетонных полах. СНиП2.03.13-88 и Пособие к нему содержат информацию о требованиях к проектированию и устройству полов с указанием необходимости устройства разрыва в стяжке, подстилающем слое или покрытии, который обеспечивает относительное смещение разрозненных участков.

Основные функции:

  • Минимизация внезапных деформаций, посредством деления монолитной плиты на определенное количество карт.
  • Возможность избежать дорогостоящего ремонта с заменой чернового и основного покрытия.
  • Повышение устойчивости к динамическим нагрузкам.
  • Обеспечение долговечности конструктивной основы.

Основные виды: изоляционный шов

Деформационный шов в бетонных полах в зависимости от своего предназначения делится на три вида: изоляционный, конструкционный и усадочный.

Изоляционные разрезы выполняются в местах примыкания конструктивных элементов помещения. То есть они являются промежуточным швом между стенами, фундаментами под оборудование, колоннами и полом.

Это дает возможность избежать трещин при усадке бетона в местах прилегания горизонтальных и вертикальных элементов комнаты.

Если пренебречь их обустройством, то стяжка при высыхании и уменьшении объема при жестком сцеплении со стеной, например, вероятнее всего, даст трещину.

Вдоль стен, колонн и в местах, где бетонный пол граничит с другими видами оснований, создается изоляционный шов. Причем возле колонн нарезается шов не параллельно граням столбовидного элемента, а таким образом, чтобы на угол колонны приходился прямой рез.

Рассмотренный вид шва заполняется изоляционными материалами, способными позволить горизонтальное и вертикальное движение стяжки относительно фундамента, колонн и стен. Толщина шва зависит от линейного расширения стяжки и составляет около 13 мм.

Основные виды: усадочный шов

Если изоляционные швы предотвращают деформацию монолитного бетонного пола в местах его соприкосновения со стенами, то усадочные резы необходимы для недопущения хаотичного растрескивания бетона по всей поверхности. То есть предотвращения повреждений, вызванных усадкой материала. По мере высыхания бетона сверху вниз, появляется внутри него напряжение, создаваемое твердением верхнего слоя.

Устройство деформационных швов в бетонных полах такого типа происходит по осям колонн, где разрезы стыкуются с углами швов по периметру.

Карты, то есть части монолитного пола, ограниченные со всех сторон усадочными швами, должны быть квадратными, следует избегать Г-образных и вытянутых прямоугольных их форм.

Работы выполняются как во время укладки бетона с помощью формирующих реек, так и нарезкой швов после высыхания стяжки.

Вероятность растрескивания прямо пропорциональна размерам карт. Чем меньше площадь пола, ограниченная усадочными швами, тем и вероятность растрескивания минимальна. Подвержены деформации и острые углы стяжки, поэтому во избежание разрывов бетона в подобных местах также необходимо нарезать швы усадочного типа.

Основные виды: конструкционный шов

Подобная защита монолитных полов создается при возникновении технологических перерывов в работе. Исключение составляют помещения с небольшой площадью заливки и непрерывная подача бетона.

Деформационный шов в бетонных полах конструкционного типа нарезается в местах соединения стяжки, выполненной в разное время. Форма торца такого соединения создается по типу «шип-паз».

Особенности конструкционной защиты:

  • Шов устраивается на расстоянии 1,5 м параллельно другим типам деформационных разграничений.
  • Создается лишь при условии укладки бетона в разное время суток.
  • Форма торцов должна быть выполнена по типу «шип-паз».
  • Для толщины стяжки до 20 см, на деревянных боковых выступах делается конус в 30 градусов. Допускается использовать металлические конусы.
  • Конусные швы защищают монолитный пол от незначительных подвижек по горизонтали.

Деформационные швы в бетонных полах промышленных зданий

Повышенные к износостойкости требования предъявляются к полам, укладываемым на заводах, складах и других объектах промышленного назначения. Это связано с появлением влияния разной интенсивности механического воздействия (движение транспортных средств, пешеходов, удары при падении твердых предметов) и возможного попадания жидкости на пол.

Как правило, конструктивная особенность пола представляет собой стяжку и покрытие. Но под стяжкой располагается подстилающий слой, который в жестком исполнении укладывается из бетона.

В нем нарезается во взаимно перпендикулярных направлениях шов чрез 6-12 м, глубиной 40 мм при этом не менее 1/3 толщины подстилающего слоя (СНиП 2.03.13-88).

Обязательное условие – это совпадение деформационного шва пола с аналогичными защитными разрывами здания.

Отличительной чертой структуры полов в промышленных зданиях является создание верхнего слоя из бетона. В зависимости от интенсивности механического воздействия проектируют покрытия разной толщины.

При толщине в 50 мм и более деформационный шов в бетонных полах (СНиП «Полы» п.8.2.7) создается в поперечном и продольном направлении с повторением элементов через 3-6 м.

Рез пропиливается шириной 3-5 мм, глубина его составляет не менее 40 мм или треть толщины покрытия.

Требования при создании деформационной защиты полов

Пропил бетона необходимо выполнять фрезой через двое суток твердения. Глубина резов по нормам составляет 1/3 толщины бетона. В подстилающем слое допускается в местах предполагаемых разрывов перед заливкой бетона применять рейки, обработанные составами против адгезии, которые после твердения материала удаляются и в итоге получаются защитные швы.

Нижние части колонн и стен на высоту будущей толщины покрытия следует обклеивать рулонными гидроизоляционными материалами или вспененным листовым полиэтиленом. В тех местах, где проектом предусмотрены деформационные швы в бетонных полах. Технология нарезки начинается с разметки мелом и линейкой мест искусственных разрывов.

Индикатором своевременной нарезки служит пробный шов: если зерна заполнителя не выпадают из бетона, а перерезаются лезвием резчика, тогда время создания деформационных швов выбрано правильное.

Обработка швов

Нормальное функционирование шва достигается с помощью его герметизации. Заделка деформационных швов в бетонных полах реализуется при помощи следующих материалов:

  • Гидрошпонка – это профилированная лента из резины, полиэтилена или ПВХ, закладываемая при заливке бетонной стяжки;
  • Уплотняющий шнур из вспененного полиэстера закладывается в прорезь и при перепадах температуры сохраняет свою эластичность, обеспечивая безопасное движение бетонного покрытия;
  • Акриловая, полиуретановая, латексная мастика;
  • Деформационный профиль, состоящий из резины и металлических направляющих. Бывает встроенным или накладным.

Перед герметизацией рабочая поверхность зазоров должна быть очищена и продута сжатым воздухом (компрессором). Также для увеличения срока службы бетонных полов желательно упрочнить верхний слой топпингом или полиуретановым материалом.

Условия создания

Деформационный шов в бетонных полах (монолитных) становится обязательным при следующих условиях:

  1. Стяжка, общей площадью выше 40 м2.
  2. Сложная конфигурация пола.
  3. Эксплуатация напольного покрытия при повышенных температурах.
  4. Длина ребра (достаточно одного) напольной конструкции более 8 м.

Деформационные швы в бетонных полах: нормы

В заключение приводятся требования по устройству защитных зазоров в бетонных полах по нормам.

Подстилающий слой должен иметь деформационные резы перпендикулярные друг другу с шагом от 6 до 12 метров. Шов выполняется глубиной 4 см и составляет третью часть толщины бетонного покрытия или подстилающего слоя.

При толщине бетонного покрытия в 50 мм и более деформационный шов создается в поперечном и продольном направлении с повторением через каждые 3-6 м. Эти резы должны совпадать со швами плит перекрытия, осями колонн, деформационными зазорами в подстилающем слое. Ширина реза составляет 3-5 мм.

Пропил осуществляется через два дня после укладки бетона. Заделка защитных резов выполняется специальными шнурами и герметиками.

загрузка…

fjord12.ru

Нормы по устройству деформационного шва в цеху

8.2.2 В животноводческих зданиях бетонные покрытия полов рекомендуется применять в станках, боксах и т.д. 4.13. В помещениях для хранения и переработки продуктов, а также в помещениях для содержания животных и птицы в конструкции полов не должно быть пустот.

Усадочные швы необходимы для того, чтобы предотвратить хаотичное растрескивание стяжки в процессе твердения. Они позволяют создать в бетоне прямые плоскости слабины. Усадочные швы должны быть нарезаны по осям колонн, и стыковаться с углами швов, идущими по периметру колонн.

Необходимо избегать вытянутых или L-образных карт. Длина карты не должна превышать ширину более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и по возможности без ответвлений. Дорожки шире 300-360см должны иметь продольный шов в центре. При бетонировании на открытых площадках расстояния между швами не должны превышать 3м во всех направлениях.

Нарезка усадочных швов осуществляется после завершения финишной обработки поверхности бетона. Обычно швы нарезаются картами 6х6 м в той же последовательности, в какой укладывался бетон. Швы должны нарезаться на глубину 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке даёт трещину именно в этой зоне, т.е. растрескивается направленно, а не хаотично.

Конструкционные швы устраиваются там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. Конструкционные швы работают как усадочные — они позволяют небольшие горизонтальные подвижки, но не вертикальные.

Желательно, чтобы конструкционный шов совпадал с усадочным. Герметизацияшвов позволяет защитить шов от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения.

Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации.

Образование в бетоне трещин можно уменьшить, снизив объем воды, используемой для замешивания. Швы можно сделать в свежеуложенном бетоне специальным резчиком.

Нарезать швы вовремя Если швы нарезаются в свежеуложенном бетоне, то время не играет роли. Но если они нарезаны позже, то вероятно появление случайных трещин.

Нарезка швов в свежеуложенном бетоне производится непосредственно после шлифовки поверхности.

Схема швов должна быть такой, чтобы исключить образование длинных и узких участков. Иногда трещины образуются в бетоне, не набравшем прочность. Эти усадочные трещины обычно возникают в сухую жаркую и ветреную погоду.

Уклоны лотков и каналов в зависимости от применяемых материалов должны приниматься соответственно не менее указанных.

Направление уклонов должно обеспечивать отвод сточных вод в лотки, каналы и трапы, без пересечения проездов и проходов.

8.4 Покрытия из бетонных и мозаичных плит

4.11. Уровень пола в туалетных и ванных комнатах должен быть на 15-20 мм ниже уровня пола в смежных помещениях либо помещения должны быть разделены порогом. 4.12. В полах на грунте их уклон должен создаваться путём соответствующей планировки грунтового основания. Не допускается применение данных стяжек в зданиях с мокрым режимом. 11.11. Поверхность покрытия пола должна быть ровной.

2.6 Уплотнение грунта рекомендуется осуществлять механизированным способом в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87. 3.

11 Бетон в подстилающем слое следует укладывать полосами шириной 3-4,5 м по рейкам с последующим уплотнением виброрейкой и заглаживанием. 3.

12 Бетонные подстилающие слои в течение 7-10 дней после укладки должны находиться под слоем постоянно влажного водоудерживающего материала.

3.20 В бетонном подстилающем слое при его устройстве должны быть заложены анкеры и пробки для крепления деталей окаймления полов или оставлены гнёзда для последующей заделки этих деталей. 5.13 Перерывы при устройстве стяжек из поризованного раствора и пенобетона в пределах одного помещения не допускаются.

5.35 В смежных помещениях рекомендуется сквозная укладка элементов сборной стяжки. 6.3 Древесноволокнистые плиты должны быть антисептированы в массе при их заводском изготовлении. 6.6 В местах примыкания пола к стенам и перегородкам следует предусматривать зазор шириной не менее 2 см на толщину стяжки.

Источник: https://sevparitet.ru/raznoe/snip-narezka-shvov-v-betonnyh-polah.html

Швы в бетонных полах

Нарезка швов в бетоне технология

Деформационные швы: изоляционные, усадочные и конструкционные

А. Щербинин,
генеральный директор ООО «ТемпСтройСистема»

Промышленные бетонные полы укладывают на складах, логистических терминалах, заводах, вокзалах и других объектах со значительными нагрузками на полы, и в этой связи к ним предъявляют требования по долговечности, стойкости к динамическим нагрузкам и истиранию, герметичности, по отсутствию пыления, простоте в эксплуатации и уборке. Однако при их устройстве возникает и другая проблема – недолговечность. Применяемые сегодня технологии и комплексный подход позволяют успешно решить проблемы, возникающие при выполнении и эксплуатации полов и добиться требуемых характеристик при разумных финансовых затратах.

Стандартный пол, как правило, состоит из основания – бетонной стяжки и покрытия – материала, придающего поверхности основные потребительские свойства. Бетон в стяжке, как и любой цементобетон, по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям.

При приложении к бетону нагрузки, превышающей его прочностные характеристики, он не деформируется без разрушения, как бывает в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается подобно стеклу.

Появление трещин происходит также под действием внутренних напряжений в бетоне, вызванных усадочными деформациями при твердении и перепадами температур. Чтобы ограничить эти негативные процессы и обеспечить контроль мест появления трещин в бетонной стяжке, необходимо нарезать деформационные швы.

Существуют три основных типа деформационных швов в стяжке: изоляционные, усадочные и конструкционные.

Интенсивность механических воздействий на полы

Вид воздействия Интенсивность воздействия весьма значительная значительная умеренная слабая
Движение пешеходов на 1 м ширины прохода, чел./сутки500 и болееМенее 500
Движение транспорта на гусеничном ходу на одну полосу движения, ед./сутки10 и болееМенее 10Не допускаетсяНе допускается
Движение колесного транспорта на одну полосу движения, ед./суткиБолее 200100…200Менее 100Только движение ручных тележек

Изоляционные швы

В процессе эксплуатации здания его конструкции подвергаются различным деформациям. Причин этих деформаций очень много: это и воздействие внешней среды, подвижка грунтов основания и температурные воздействия, и работа внутрицехового оборудования, если это производство, и др.

Чтобы избежать передачи деформаций от стен и фундаментов на бетонные полы, в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания – стенами, колоннами, фундаментом под оборудование и т. п.

делают изоляционные швы, которые позволяют полу работать независимо от других конструктивных элементов здания. Кроме того, в процессе твердения бетон дает усадку, т. е. уменьшается в объеме.

Если стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом, например, с фундаментом здания, то она с большой долей вероятности треснет, так как усадка не может быть компенсирована.

Изоляционный шов делают вдоль стен и вокруг всех колонн. Если стяжка граничит с другим основанием, например, с фундаментом под оборудование, то шов выполняют вокруг всего фундамента. Изоляционные швы вокруг колонн могут быть квадратными или круглыми.

Квадратный шов должен быть развернут на 45° относительно сечения колонны и выполняться напротив ее угла прямым. Если этого не сделать, то в стяжке, вероятнее всего, появятся трещины.

Если через изоляционный шов, не предназначенный для мест с высокой нагрузкой (въезды), будет передвигаться техника, то здесь стяжку можно сделать толще на 25% и, выполнив ее клином, вернуть к исходной толщине с уклоном не более 1:10.

Швы в бетонном полу заполняют изоляционным материалом. Изоляционные швы должны позволять стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундамента. Изоляционный материал, которым заполняют шов, должен воспринимать эластичные деформации без разрушения, т. е. сжиматься.

Толщину шва рассчитывают с учетом коэффициента линейного расширения стяжки: обычно она составляет 13 мм. В регионах с частым переходом температуры через 0 °С для повышения срока службы швов может потребоваться их проконопатить.

Изоляционные швы обычно заполняют подготовленным волокном и герметиком или подобными материалами, при этом важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки.

Нельзя допускать контакта бетона стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание стяжки. Изоляционный материал должен быть уложен до укладки бетона.

У колонн изоляционные швы делают следующим образом. Вокруг них при заливке стяжки устанавливают опалубку по линии шва.

После того как бетон схватится, опалубку убирают и на ее место укладывают изоляционный материал требуемой толщины. Оставшийся между швом и колонной промежуток заливают бетоном и заглаживают.

Изоляционные швы вокруг колонн можно делать и в затвердевшем бетоне, при этом шов режут на всю глубину стяжки и заполняют изоляционным материалом.

Усадочные швы

Усадка бетона по мере его высыхания обычно составляет 0,32 см на 30 см погонной длины. Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя ее часть высыхает быстрей и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому стяжка стремится завернуться, а края становятся выше, чем центр.

В результате в бетоне возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин. Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне стяжки нарезают усадочные швы, которые позволяют создать в стяжке прямые плоскости слабины.

По мере высыхания и стремления к заворачиванию швы слегка открываются, и трещины образуются не хаотично, а в заданных местах.

Усадочные швы могут быть сделаны путем вставки специальных швоформирующих реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона. Швы следует нарезать по осям колонн и стыковать с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру должно равняться двух-трехкратной толщине стяжки.

Карты пола, образуемые усадочными швами, следует выполнять по возможности квадратными, а вытянутых по длине Г-образных карт необходимо избегать. Длина карты не должна превышать ширины более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и, если возможно, без ответвлений. В проходах и проездах усадочные швы следует располагать на расстоянии, равном ширине стяжки.

Дорожки шире 360 см должны иметь продольный шов в центре.

Во дворах зданий расстояние между швами не должно превышать 3 м во всех направлениях. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания. Усадочные швы должны быть сделаны также на наружных углах, иначе от углов могут пойти трещины.

Участок стяжки с очень острым углом с большой долей вероятности растрескается, таких случаев по возможности надо избегать. В тех же случаях, если это невозможно, следует убедиться, что подоснова хорошо утрамбована, и нарезать швы в местах, где наиболее вероятно образование трещин.

Иногда, чтобы прочно закрыть трещины на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.

Конструкционные швы

В практике устройства бетонных полов очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без длительных перерывов (более 1 дня). Это возможно только в помещениях небольшой площади и при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Обычно заливку ведут с технологическими перерывами, за это время уложенный бетон успевает набрать определенную прочность.

В местах соприкосновения бетонов с разными сроками укладки целесообразно нарезать конструкционные швы. Конструкционные швы нарезают там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. По возможности их выполняют на расстоянии не менее 1,5 м от любых других видов швов, расположенных параллельно им.

Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз». Если боковые выступы делают из дерева, конуса 30° бывает достаточно для стяжки толщиной 12…20 см (конусы 45° не допускаются). Применяют также металлические конусы. Их следует устанавливать согласно инструкции производителя.

Конусные швы работают, как усадочные: они допускают небольшие горизонтальные, но не вертикальные подвижки. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением: в таких случаях лучше применять «шпилечный» шов.

Если конструкционный шов оказывается там, где ни усадочный, ни изоляционный шов нежелательны, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Последние следует устанавливать в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву.

Не надо путать эти рейки с гладкими стальными «шпилечными» рейками, описанными ниже, которые обеспечивают горизонтальные подвижки шва. Шпилечные швы обычно применяют в местах пешеходного движения, а также в полах с высокой нагрузкой от колесного транспорта. Назначение шпильки – удерживать два края шва на одинаковом уровне в момент прохождения через шов колеса.

Чтобы обеспечить горизонтальную подвижку шва, шпильки должны быть вмонтированы в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны располагаться на одном уровне и быть параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, шпильки часто поставляют в «корзинах», которые можно устанавливать прямо на бетон.

Технология нарезки швов

Нарезанные швы должны быть прямыми и чистыми. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен знать, когда и как глубоко их нарезать, какой шов должен быть следующим и как предотвратить слишком быстрый износ лезвия при использовании в бетоне очень твердого заполнителя.

Швы следует делать, как только бетон наберет достаточную прочность, чтобы его не повредило лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Нарезку швов обычным шворезчиком надо начинать не ранее чем через 24 ч и не позднее чем через 72 ч после окончания финишной обработки бетона.

При влажной нарезке (имеется в виду нарезка по мягкому бетону специальным шворезчиком Soft Cat) такие условия обычно возникают через 4…12 ч после окончания финишной обработки бетона. Впрочем, нарезка швов через 24 ч при определенных условиях также возможна.

Для этого рабочий должен сделать пробный шов спустя несколько часов после начала твердения бетона. Если при нарезке пробного шва частицы заполнителя вываливаются из бетона, то начинать ее еще рано. Начинать операцию следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном разрезает зерна заполнителя.

Расположение каждого шва чаще всего намечают мелом по натянутой веревке. В качестве ориентира для нарезки используют линейку, например, доску шириной не менее 4 см.

При нарезке швов всегда должно быть в наличии запасное оборудование на тот случай, если основное выйдет из строя. В жаркую погоду или в случае, если существует опасность растрескивания, необходимо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов.

Обычно швы выполняют в той же последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна равняться 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке дает трещину именно в этой зоне, т. е. растрескивается направленно, а не хаотично.

При этом края образовавшейся трещины имеют определенную шероховатость, что исключает вертикальные смещения краев до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой.

Технология нарезки швов, описанная выше, требует выдержки свежеуложенного бетона 4 ч и более и нарезки на 1/3 глубины стяжки для получения хорошего деформационного шва.

Не так давно был изобретен способ сухой легкой нарезки швов, ее выполняют сразу после финишной обработки бетона.

Рабочий, используя длинную ручку, может нарезать до 10 м шва без передвижения по бетону.

Для нарезки более длинных швов рабочий, обутый в специальные сапоги с гладкой подошвой, может ходить по стяжке и использовать 2-метровую ручку. Этот тип швов нарезают только на глубину 2…3 см.

Герметизация швов

Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить их от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения. Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации.

Например, на пищевых предприятиях требуется, чтобы полы можно было легко мыть и они выдерживали бы движение тяжелых грузовиков.

Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы предотвращать скалывание краев шва, и достаточно эластичными, чтобы выдержать усадочные и температурные колебания шва.

В промышленных полах с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть заполнены соответствующим материалом, который обеспечит поддержку шва и выдержит высокие нагрузки. Материал наносят не менее чем через 28 суток после укладки стяжки. Эластомерные (гибкие) герметики применяют лишь там, где шов не будет подвергаться нагрузкам от колес техники.

Они наносятся быстро и могут выдерживать большие подвижки при открытии-закрытии шва. Перед герметизацией шов следует очистить от пыли и мусора, продувая его сжатым воздухом, очищая механической щеткой или пескоструйным аппаратом. Применяя для этого компрессор, надо убедиться, что он не оставляет масляную пленку в шве.

По нашему мнению, большинство складских и производственных помещений, логистических комплексов, паркингов, автосервисов, торговых центров и т. д. являются объектами, где полы подвержены нагрузкам умеренной интенсивности. Тем не менее и там бетонные полы постепенно разрушаются.

Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.

Источник: https://sitmag.ru/article/10053-shvy-v-betonnyh-polah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.